ЕБРР наметил 325 проектов на сумму 234 миллиарда долларов для повышения связности Евразии

АСТАНА — Евразийский банк развития (EBRD) представил свою Обсерваторию транспортных проектов — мощный новый инструмент, предназначенный для мониторинга и координации инвестиций в инфраструктуру на сумму более 234 миллиарда долларов в 13 странах, участвующих в Евразийской транспортной сети (ETS). По состоянию на 1 июля 2025 года Обсерватория отслеживает 325 проектов развития, направленных на повышение транспортной связанности во всем регионе.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

Обсерватория, включающая базу данных и интерактивную карту, служит как аналитическим инструментом, так и платформой для координации, позволяя заинтересованным сторонам оценивать инвестиционные потребности, отслеживать ход реализации проектов и согласовывать национальные и международные усилия по созданию эффективных транспортных коридоров. По данным пресс-службы ЕБРР, инструмент основан на открытых источниках данных, включая национальные транспортные программы, пресс-релизы и экспертные оценки.

Запуск Обсерватории является частью более широких усилий по реализации концепции ETN, представленной Банком в его отчете за 2024 год. Концепция продвигает сетевой подход к развитию транспорта, уделяя особое внимание синергии между коридорами запад-восток и север-юг для максимизации связности и экономического эффекта.

Заместитель председателя правления и главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров заявил, что евразийским странам необходимы более дешевые и эффективные транспортные связи, особенно по оси Север-Юг, что будет стимулировать торговлю со странами Южной Азии и Персидского залива.

Обсерватория ЕТР – это удобный аналитический инструмент для оценки инвестиционных потребностей и планов по увеличению транспортной связности в Евразии. Она позволяет не только отслеживать транспортную деятельность в охваченном регионе, но и помогать координировать усилия участвующих стран и международных финансовых институтов для реализации проектов, жизненно важных для всего региона, – сказал Винокуров.

Дорожная инфраструктура доминирует в ландшафте развития ТКТ (Трансевразийских транспортных коридоров), при этом более 51% всех проектов сосредоточено в дорожном секторе. Россия лидирует по масштабу, на её долю приходится семь из десяти крупнейших проектов. Один из них — Северный Евразийский коридор, инициатива, требующая инвестиций в размере 78 миллиардов долларов, что составляет более трети общих капитальных затрат ТКТ. По состоянию на середину 2025 года более 60% из 325 проектов уже реализуются, 13% находятся на стадии проектной документации, а 27% в настоящее время обсуждаются или планируются.

Растущая роль Центральной Азии

Страны Центральной Азии играют значительную роль в расширении ETN, составляя 22% от общего объема инвестиций, или около 53 миллиардов долларов в 90 проектах. Почти 44% из них приходится на Казахстан, что подчеркивает стратегическую роль страны в региональной транспортной связанности.

Топ-10 проектов, направленных на развитие Евразийской транспортной сети в Центральной Азии, млрд долл. Источник: расчеты аналитиков ЕБРР

Примерно две трети инвестиций в Центральную Азию направляются на основные дорожные сети, что отражает высокий спрос на современную инфраструктуру для поддержки торговли и логистики. Десять крупнейших проектов региона, включая железную дорогу Китай–Кыргызстан–Узбекистан, экспресс-шоссе Центр–Запад в Казахстане и несколько крупных автомагистралей в Туркменистане и Узбекистане, составляют 58% от общего объема инвестиций в Центральную Азию.

Проблемы финансирования и возможности государственно-частного партнерства

Согласно ЕАБР, экономики меньшего размера в Евразии, такие как Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан, Монголия и Армения, несут значительные затраты на развитие транспортных коридоров по сравнению со своим ВВП. ЕАБР подчеркивает, что международные банки развития могут играть решающую роль в приоритизации и финансировании критически важных проектов в этих государствах, особенно в странах, не имеющих выхода к морю или расположенных в гористой местности.

Распределение инвестиций для развития Евразийской транспортной сети по евразийским странам, млрд долл.Источник: расчеты аналитиков ЕБРР.

Обсерватория также показывает, что 113 из 325 проектов связаны с участием частного сектора, особенно в сфере логистики и складирования. Кроме того, 17 проектов реализуются или могут быть реализованы посредством государственно-частного партнерства (ГЧП), включая трансграничные ГЧП, такие как железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан и трансафганский коридор.

По мнению аналитиков EDB, увеличение числа привлекательных для инвесторов проектов, особенно посредством ГЧП, является ключевым приоритетом на будущее, поскольку страны стремятся укрепить региональное сотрудничество и расширить возможности транспортного планирования.

Имея 19-летний опыт, Евразийский банк развития инвестировал в 305 проектов на сумму 16,5 миллиарда долларов в различных секторах, включая транспорт, энергетику и сельское хозяйство. Руководствуясь целями устойчивого развития ООН и принципами ESG, его стратегия на 2022–2026 годы сосредоточена на трех основных проектах: вода и энергия в Центральной Азии, Евразийская транспортная сеть и региональная система распределения товаров.

Смотрите также