МФК подтверждает поддержку усилий Казахстана по диверсификации экономики

МФК является подразделением Всемирного банка для частного сектора и крупнейшим глобальным учреждением развития, ориентированным на частный сектор в развивающихся странах. Деятельность организации охватывает более чем 100 стран, включая Казахстан.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

В 2024 финансовом году Международная финансовая корпорация (IFC) инвестировала рекордные 56 миллиардов долларов в поддержку развития частного сектора развивающихся стран. Из этой суммы $1,04 миллиарда было направлено Центральной Азии. В том числе более $400 миллионов долгосрочного финансирования за счет собственных средств IFC, $600 миллиона привлеченных средств и $35 миллионов краткосрочного торгового и логистического финансирования для поддержки трансграничной торговли.

«Прежде всего, у IFC и всей Группы Всемирного банка есть давнее партнерство с Казахстаном. Чтобы представить это в цифрах — мы являемся финансовой организацией, поэтому за более чем два десятилетия совместной работы инвестировали свыше $2,6 миллиарда в страну, что составляет значительную сумму, а также реализовали более 60 проектов, как финансируемых, так и консультационных.» Так сказал Шломмер (Schlomer), который посетил Казахстан для участия в Астанинском международном форуме с 29 по 30 мая.

Поддержка диверсификации

В то время как углеводороды способствовали быстрому экономическому росту Казахстана, страна также смотрит в будущее с твердой приверженностью к диверсификации. В этом случае поддержку оказала IFC: она поддержала два знаковых инфраструктурных проекта — модернизацию Международного аэропорта Алматы и строительство важнейшей Большой кольцевой автодороги Алма-Ата (БАКАД), которая остается крупнейшим проектом государственно-частного партнерства (ГЧП) на сегодняшний день в стране.

МФК предоставила финансирование в размере 222,2 миллиона долларов США владельцам аэропорта, консорциуму во главе с ТАВ Айрпортс Турции. Финансирование состояло из займа в размере 150 миллионов долларов США от счета МФК и 72,2 миллиона долларов от программы совместного кредитования под управлением МФК.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) также предоставил займ в размере 150 миллионов долларов США, в то время как Евразийский банк развития (ЕАБР) и DEG, немецкая организация по финансированию развития, совместно мобилизовали параллельные займы на сумму 77.8 миллиона долларов США.

«Это [проект аэропорта Алматы] важно для меня, потому что это действительно крупнейшее финансирование инфраструктуры частного сектора вне области природных ресурсов. Конечно, природные ресурсы привлекают много капитала в страну, но когда мы смотрим на диверсификацию экономики, аэропорт Алма-Ата имеет критическое значение. Мы видим, как расширение и модернизация ведут к росту трафика и улучшению услуг», – объяснил Шломмер.

ППП как ключевая инвестиционная возможность

БАКАД, отметила она, показывает как может быть осуществлено заранее запланированное ПЧП с международной конкуренцией и хорошей структурированностью. БАКАД – это 66-километровая дорога вокруг Алматы, крупнейшего города Казахстана, которая была построена для освобождения городских дорог от транспортного потока, улучшения дорожной безопасности и повышения качества транспортных услуг.

Это по-прежнему крупнейший и наиболее сложный проект государственно-частного партнерства в стране, который фактически прокладывал путь для других ГЧП проектов. Я считаю, что это демонстрирует, как хорошо структурированный проект в рамках международного конкурса с транспарентным процессом может привлечь большой интерес со стороны компаний всего мира. IFC был ведущим консультантом,

Она выразила большой оптимизм в отношении потенциала ГЧП (государственно-частного партнерства) как движущей силы устойчивого развития, область которой она посвятила более двух десятилетий своей карьеры.

Мы видим, что государственно-частные партнерства играют такую важную роль и действительно могут помочь решить ключевые проблемы и открыть возможности в разных секторах. Она отметила энергетику и водоснабжение как сферы, где ГЧП доказало свою эффективность в Казахстане.

«Именно в этом мы видим потенциал для эффективного оказания услуг и распространения знаний. Зачастую международные компании привлекаются к выполнению ряда государственных функций благодаря своему передовому опыту и международным стандартам практики. Частные компании также обеспечивают финансирование, что оказывает позитивное влияние на бюджет правительства. С точки зрения фискальной политики это имеет значительный положительный эффект.», — пояснила она.

Шломер подчеркнул важность хорошо структурированных проектов, особенно в форме ГЧП, чтобы привлечь как иностранных, так и внутренних инвесторов.

Я всегда говорю для частных компаний, как иностранных, так и местных, что инвестор ищет ясности и предсказуемости. При тщательном проектировании ГЧП предлагают именно это: четкую контрактную структуру, потоки финансирования и прозрачное распределение рисков.

Взаимодействие частного сектора

При обсуждении дальнейших возможностей участия частного сектора в целях развития страны Шломмер выражал оптимизм.

Мы просто обсуждаем вместе с правительством нашу стратегию на ближайшие несколько лет и, возможно, учитывая национальную программу развития страны и стратегию диверсификации, это предоставляет отличные возможности для различных инвестиций.

Она подчеркнула значительный потенциал Казахстана в области транспорта и транзита, который она смогла заметить во время своего визита в Актау на западе страны.

Мой визит в Актау действительно дал мне очень хорошее представление о транзитно-транспортном потенциале Казахстана. Это критически важно и существенно для инфраструктуры, транспорта, логистики, перевозки товаров из Европы и Китая к вам, Европе, и всем регионам между ними.

Эта возможность становится всё более актуальной по мере диверсификации цепочек поставок и усиления значимости Транскаспийского международного транспортного маршрута (также известного как Средний коридор) как альтернативы традиционным торговым путям.

Согласно Шломеру, ещё одной перспективной областью является сельское хозяйство. Этот сектор составляет 3,9% ВВП страны. Последние данные показывают, что 2024 год стал рекордным за последнее десятилетие для отрасли: валовой выпуск увеличился на 13,7%, достигнув 8,3 триллиона тенге (16 миллиардов долларов США).

Сельское хозяйство всегда является жизненно важным сектором в Казахстане, потому что оно действительно обеспечивает жизнь для населения сельских районов. Оно создает рабочие места в сельской местности. Я считаю, что Казахстан по-прежнему крупнейший производитель зерна в регионе, что очень важно,

За пределами инфраструктуры и транспорта Шломер подчеркнул создание рабочих мест как более широкий вызов развития для Казахстана и многих стран по всему миру.

«Как Группа Всемирного банка, мы уделяем большое внимание возможностям трудоустройства и созданию рабочих мест в Казахстане, а также во всем мире. В ближайшие годы ожидается появление сотен миллионов молодых людей на рынке труда. Важно, чтобы они находили хорошие рабочие места, это способствует экономическому благосостоянию и является ключом к стабильности», – сказала она.

Глобально IFC видит пять секторов как критически важных для создания рабочих мест. Это включает инфраструктуру и энергетику, агробизнес, здравоохранение, туризм и производство с добавленной стоимостью. Шломер заявил в Казахстане, что все пять прямо актуальны.

Все это важно для экономической диверсификации и экономического роста, но в конечном счете экономический рост предназначен для обеспечения благосостояния, улучшения жизненных условий граждан страны.

Не менее важно ускорить переход к зеленой экономике.

У меня большой уважения к этому. Страна уже начала зеленый переход, как мы его называем. То, что мы хотели бы видеть и готовы поддерживать, это ускорение развития возобновляемых источников энергии,

Смотрите также