Казахстан модернизирует железнодорожную инфраструктуру, чтобы укрепить свою роль как глобального транспортного узла.

АСТАНА – Казахстан осуществляет комплексную модернизацию и цифровую трансформацию своего железнодорожного сектора посредством модернизации инфраструктуры и внедрения цифровых решений для повышения эффективности, увеличения транзитных объемов и укрепления своих позиций в качестве ключевого международного логистического центра.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

На правительственном совещании 19 августа под председательством премьер-министра Олжаса Бектенова министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев и министр транспорта Нурлан Сауранбаев доложили о масштабной цифровой трансформации железнодорожной отрасли.

Модернизация железнодорожной сети

Железнодорожная сеть Казахстана, протяженностью более 16 000 километров, является основой транспортной и транзитной системы страны. С износом 57% путей модернизация является стратегическим приоритетом. К 2030 году Министерство транспорта планирует модернизировать 5000 километров путей и отремонтировать 11 000 километров.

В настоящее время ведется работа над пятью крупными инфраструктурными проектами: Достык–Мойынты, объезд Алматы, Дарбаза–Мактарал, Мойынты–Кызылжар и Бахты–Аягоз.

В этом году ожидается завершение двух крупных проектов досрочно: участка Достык–Мойынты и обходной линии Алматы. В 2026 году будут введены в эксплуатацию новые линии Мойынты–Кызылжар и Дарбаза–Мактараль, заявил Сауранбаев.

Также началась масштабная модернизация 3000 километров участков, что эквивалентно строительству новых путей. Например, пропускная способность линии Кызылжар–Сексеуил увеличится с восьми до 25 поездов, а линии Кандыагаш–Тобол – с семи до 25. Вместе эти проекты формируют прочную железнодорожную основу для Казахстана.

Транзитный рост и международные коридоры

Казахстан сегодня позиционирует себя как крупный международный транзитный узел, расположенный на пяти глобальных железнодорожных коридорах. Транзитные объемы удвоились за последнее десятилетие, достигнув 27,4 миллиона тонн в 2024 году, и, как ожидается, вырастут до 33 миллионов тонн в этом году и более 54 миллионов тонн в 2026 году. К 2029 году прогнозируемые объемы составят 67 миллионов тонн, а международные прогнозы предполагают рост до 100 миллионов тонн к 2035 году.

В поддержку этого Казахстан расширяет свою сеть терминалов. В настоящее время функционируют семь терминалов – в Ляньюньгане, Сяне, Достыке, Хоргосе, Курыке, Актау и Алматы. Вскоре новые узлы откроются в Селятино и Свислочи, и планируется еще пять. Это завершит транснациональную логистическую цепочку в направлении с востока на запад.

Казахстан предлагает конкурентный транзитный продукт, построенный на трех столбах: время доставки, тариф и обслуживание. На международном транспортном маршруте Транс-каппийского транспорта (TITR) сроки доставки были сокращены с 53 до 17 дней. Тарифы оставались стабильными в течение трех лет, обеспечивая предсказуемость для бизнеса. Министерство также готовит межправительное соглашение для разработки TITR, усиливая роль Казахстана в глобальной логистике.

Пять ключевых направлений цифровизации

По словам Мадиевых, министерство реализует пять ключевых направлений: перевод государственных услуг в цифровой формат, реинжиниринг бизнес-процессов, создание инновационной экосистемы, предоставление спутникового интернета для пассажиров и внедрение онлайн-системы отслеживания грузов.

В 2024 году четыре государственных услуги в данной сфере были полностью оцифрованы, с предоставлением более 28 000 услуг, 99% из которых – онлайн. В этом году в реестр была добавлена новая услуга по выдаче сертификатов безопасности.

Реинжиниринг и эффективность

Реинжиниринг отрасли решил давние проблемы, такие как отсутствие прозрачности в перегруженности сети, ручное планирование и бумажный контроль. Решения включают цифрового двойника магистральной сети, планирование на основе искусственного интеллекта, распознавание номеров вагонов, интеграцию GPS-трекеров и автоматический расчет времени простоя. Эти меры сокращают этапы процесса на 45% и количество бизнес-ролей на 35%, обеспечивая большую прозрачность и эффективность.

Стартапы в Astana Hub вносят вклад платформами для отслеживания грузов, управления контрактами, автоматизации транспорта и управления вагонным парком. В 2024 году их доходы превысили 4,5 миллиарда тенге (8,3 миллиона долларов США), и было создано более 400 рабочих мест.

Представлена новая платформа автоматизации перевозок, которая управляет вагонами, автоматизирует планирование и сокращает пустые пробеги на 10%, одновременно увеличивая оборачиваемость вагонов на 15%. Спутниковый интернет был протестирован на некоторых пассажирских маршрутах, и рассматривается возможность масштабирования.

Новая транзитная система для отслеживания грузов в режиме реального времени

В процессе реализации, министерство запустило систему информации о транзите в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Она обеспечивает мониторинг грузов в режиме реального времени, гарантирует соответствие требованиям кибербезопасности и связана с системами государств-членов ЕАЭС. На первом этапе система охватит до 6% грузопотока через внешние границы Казахстана, что поможет предотвратить мошеннические схемы транзита.

Локомотивы и вагоны

В Казахстане эксплуатируется 1967 локомотивов, и планируется приобрести еще 456 единиц к 2029 году. Поставки осуществляются с отечественных заводов, а также от китайской CRRC.

Парк грузовых вагонов насчитывает 142 000 единиц, которыми управляют более 300 операторов, удовлетворяя потребности страны. К 2029 году операторы планируют приобрести более 7000 новых вагонов для поддержания роста грузовых перевозок.

Смотрите также