Казахстанский Банковский Сектор: Эволюция Регулирования и Новые Вызовы

В сентябре текущего года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству принять новый закон о банковской деятельности к концу 2025 года. Представленный на рассмотрение Мажилиса проект, состоящий из 135 статей, структурирован в девять разделов и, как утверждается, учитывает рекомендации Международного валютного фонда, а также передовой опыт Европейского Союза, Соединенного Королевства, Объединенных Арабских Эмиратов и Малайзии. Процесс разработки законопроекта включал более тридцати консультаций с представителями банковского сектора и экспертами.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

Как отметил экономист Бауржан Шурманов, новый закон представляет собой важный шаг в модернизации финансовой архитектуры страны. Его значение выходит за рамки сектора, поскольку напрямую связано с задачами, поставленными президентом в отношении цифровой трансформации и внедрения искусственного интеллекта.

Цифровые Активы и Цифровой Тенге

Законопроект вводит правовую основу для регулирования цифровых финансовых активов, включая стейблкоины, обеспеченные денежными средствами, активы, обеспеченные конкретным залогом, и токенизированные ценные бумаги, такие как акции и облигации. Данные активы приравниваются к финансовым инструментам и подлежат регулированию на тех же принципах, что и традиционные, с обязательной регистрацией платформ, надзором за операциями, требованиями к внутреннему контролю, раскрытию информации и защите инвесторов.

Надзор за рынком цифровых активов будет разделен между Национальным Банком, который будет регулировать выпуск стейблкоинов и цифровую инфраструктуру, и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, которое будет осуществлять надзор за инвестиционными инструментами и раскрытием информации. Обе структуры совместно определят правила для регистраторов и бирж, а также других ключевых платформ.

Законопроект также предусматривает введение цифрового тенге как новой формы национальной валюты, предназначенной для использования через приложения и онлайн-сервисы для быстрых и безопасных расчетов. Для потребителей это может означать более быстрые, дешевые и безопасные платежи в повседневных транзакциях. Одновременно ужесточатся требования к платежным организациям, включая более строгие условия регистрации и аннулирования лицензий.

Лицензирование: Базовая и Универсальная Модели

В целях расширения доступа к банковскому рынку законопроектом вводится двухступенчатая система лицензирования. Базовая лицензия позволит более мелким игрокам, таким как микрофинансовые организации и региональные банки, выйти на рынок с ограничениями на рискованные операции и привлечение депозитов от населения.

Как отметил Бауржан Шурманов, базовая банковская лицензия снижает требования к капиталу до 10 миллиардов тенге, что упрощает вход на рынок для новых игроков. Однако, важно, чтобы они приносили не только конкуренцию, но и инновации.

Банки, работающие по базовой лицензии, по-прежнему будут подлежать регулярному надзору, включая оценку рисков, корпоративного управления и достаточности капитала в рамках SREP. Крупные банки продолжат работать по универсальным лицензиям, позволяющим предоставлять полный спектр услуг. Регуляторы утверждают, что данная модель позволит улучшить финансовую доступность, стимулировать конкуренцию и создать более инновационные продукты для физических и юридических лиц.

По мере появления новых участников рынка, особое внимание уделяется вопросам защиты потребителей в более диверсифицированной и цифровизированной среде.

Защита Прав Потребителей

В условиях появления новых игроков и технологий, защита прав потребителей становится приоритетной задачей. Законопроект усиливает механизмы защиты, переходя к так называемому поведенческому надзору, который смещает акцент с финансовых показателей на справедливое отношение к клиентам. Рассмотрение жалоб будет осуществляться в два этапа: сначала на уровне поставщика услуг, а затем, в случае неурегулирования, в едином финансовом омбудсмене, выступающем в качестве основного досудебного органа.

Как подчеркивается, это особенно важно в контексте цифровизации и появления новых сложных продуктов – клиент должен понимать, что он выбирает.

По мнению банковского эксперта Нуржана Биякева, законопроект требует справедливой рекламы, полного раскрытия условий продукта, запрета на принудительные продажи и оценки соответствия услуг потребностям клиента. Вводятся стандарты ответственного кредитования для предотвращения чрезмерной долговой нагрузки, особенно среди уязвимых групп населения.

Он также отмечает, что внедрение поведенческого надзора может помочь устранить недостатки в предыдущем надзоре. В последние годы сектор столкнулся с проблемами, такими как закрытие банков и спорные поглощения, что вызвало обеспокоенность по поводу защиты вкладчиков и стабильности рынка.

Эти факторы подчеркивают необходимость усиления механизмов защиты, а также новых инструментов управления кризисами.

Управление Кризисами и Корпоративное Управление

Законопроект вводит признанные на международном уровне инструменты для разрешения проблемных банков, такие как списание долгов, передача активов, создание мостовых банков и разделение «хороших» и «плохих» активов. Для системно значимых банков вводится требование к объему поглощения потерь (TLAC), которое представляет собой подушку капитала и долга, предназначенную для покрытия убытков до того, как они затронут налогоплательщиков.

Как отмечается, это означает, что банк должен иметь достаточный объем капитала и долговых инструментов, подготовленных заранее для возможного списания или конвертации в акционерный капитал в случае значительных убытков. Таким образом, убытки покрываются акционерами и инвесторами без привлечения бюджетных средств.

Законопроект ограничивает государственное вмешательство исключительными случаями системного риска, с гарантиями прозрачности и справедливости. Укрепляется корпоративное управление, предоставляя сотрудникам, отвечающим за соблюдение нормативных требований и управление рисками, равный статус с членами правления. Независимые директора будут подлежать более строгим требованиям, включая ограничения по срокам полномочий и ежегодные проверки.

Как отметил Бауржан Шурманов, новый закон предоставляет регулятору инструменты для влияния на банки в условиях кризиса.

Регуляторы также получают полномочия «обоснованного суждения», позволяющие оценивать реальную независимость за пределами формальных правил. Банки будут иметь три года для реализации конфискованных активов, чтобы снизить внеоборотные риски.

Укрепление требований к менеджерам, развитие института независимых директоров и расширение полномочий регулятора в отношении обоснованного суждения укрепляют прозрачность и повышают доверие к системе.

Искусственный Интеллект и Риски

Хотя искусственный интеллект, как ожидается, трансформирует скоринговые модели, оценку рисков и управление портфелем, эксперты предупреждают о потенциальных уязвимостях.

Как отметил Нуржан Биякев, искусственный интеллект может оказаться больше врагом, чем помощником в работе банковской системы. Он может привести к осуществлению псевдоопераций на суммы в миллиарды.

Он добавляет, что Казахстан должен тщательно подготовиться, учитывая потенциал мошенничества и потерю рабочих мест.

В целом, существует множество вопросов, связанных с искусственным интеллектом, и последствия, скорее всего, будут негативными, если не будут внесены коррективы.

Для потребителей это означает, что, хотя искусственный интеллект может расширить доступ к кредитам и ускорить обслуживание, он должен быть тщательно регулируемым, чтобы избежать непредвиденных рисков.

Исламские Финансы и Конкуренция

Законопроект также вводит исламские окна, позволяя традиционным банкам предлагать услуги, соответствующие шариату, без создания отдельных юридических лиц. Счета должны оставаться изолированными, с надзором со стороны шариатских советов. Данная модель, используемая в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах и Пакистане, позволит снизить затраты, расширить доступ клиентов и привлечь инвестиции из стран Ближнего Востока.

Как отметил Бауржан Шурманов, введение исламских окон в традиционных банках делает рынок более гибким и создает условия для притока капитала из стран Ближнего Востока. Согласно отчету об исламском финансировании, глобальный рынок исламского финансирования превышает 4 триллиона долларов. Для Казахстана участие в этом сегменте означает не только привлечение инвестиций, но и укрепление устойчивости финансовой системы.

Законопроект также продвигает синдицированное кредитование, факторинг и финансирование малого и среднего бизнеса, поддерживаемое планируемым гарантийным фондом.

Однако Нуржан Биякев предупреждает, что растущая роль банков на рынках может вытеснить мелкий бизнес. Он описывает такие платформы как «бомбу замедленного действия» для МСП. В качестве примера он отмечает, что туроператоры уже понесли убытки, когда Kaspi Bank начал предлагать рассрочку на туристические пакеты.

Таким образом, любой бизнес может быть вытеснен с рынка – будь то строительство, фармацевтика, продукты питания или другие отрасли. Банки должны оставаться сосредоточенными на финансовых услугах и не допускать полной диверсификации в другие традиционные сектора.

🧐

Смотрите также