АСТАНА – Соединенное Королевство подтвердило свой растущий стратегический интерес в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута, также известного как Средний коридор, важного мультимодального торгового пути, соединяющего Азию с Европой через Казахстан, Южный Кавказ и Турцию.
В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.
Создавать НаследиеВ условиях изменчивой мировой торговой динамики и растущей геополитической неопределенности Средний коридор все чаще признается критической альтернативой традиционным морским маршрутам судоходства. На конференции высокого уровня по транспортной связности Каспийского моря, прошедшей 2 июля в Лондоне, Лорд Джон Алдердайс, торговый представитель премьер-министра Великобритании в Азербайджане и Центральной Азии, подчеркнул экономическую и стратегическую значимость маршрута. Он призвал к его приоритезации всеми странами региона, указывая на способность принести существенные выгоды на всем пространстве Евро-Каспийской зоны.
Финансовые обязательства и инфраструктурные инициативы
Олдердиче описал конкретные шаги, уже предпринятые Великобританией в поддержку развития региональной инфраструктуры. Агентство по экспортному финансированию Великобритании (UKEF) заключило первую сделку в авиационной сфере Азербайджана и оценивает проекты модернизации портов и железнодорожных систем Казахстана и Грузии. UKEF также выделила новый пакет финансирования на сумму £20 млрд (27,3 млрд долларов США), предусмотренный обновленной промышленной стратегией Великобритании, часть которого направлена на поддержку связности и транспортной инфраструктуры.
Мы также сыграли полезную, возможно даже значительную роль в оказании помощи Казахстану, Киргизской Республике и Узбекистану для привлечения ошеломительных 10 миллиардов долларов США посредством суверенных облигаций на Лондонской фондовой бирже в прошлом году. Это обеспечивает финансирование проектов по обеспечению связи.
Он подчеркнул, что хотя «жесткая» инфраструктура остается жизненно важной, «мягкие» аспекты связности, включающие гармонизированные торговые процедуры, цифровую трансформацию и оптимизированные таможенные процессы, также критически важны для долгосрочной жизнеспособности и эффективности коридора.
Казахстан выступает за переход от транзитного сотрудничества к промышленному
Посол Казахстана в Соединенном Королевстве Магжан Ильяссов подчеркнул в своей речи, что страны, участвующие в развитии Среднего коридора, не ограничиваются только задачами транзита, но стремятся к более глубокому промышленному сотрудничеству.
Это не просто вопрос использования Казахстана как коридора для транзита. Мы хотим создать здесь производство и добавленную стоимость — обрабатывать сырье, включая редкие земные металлы, а затем экспортировать готовую продукцию в Великобританию и другие страны.
Он отметил логистические сложности, такие как различия в железнодорожной колеи на границе с Китаем и задержки в портах Каспийского моря. Однако он описал эти проблемы как возможности для оптимизации логистики, например, путем интеграции процессов загрузки грузов во время перехода между ними.
Казахстан не просто приглашает других приобретать свои товары, но предлагает совместно производить, соинновационировать и одновременно выходить на глобальные рынки.
Британские заинтересованные стороны подчеркивают стратегическую и коммерческую синергию.
Британская более широкая стратегическая ориентация в отношении региона была упомянута членом парламента и торговым посланником Великобритании в Турции Афзалом Кханом, который охарактеризовал Средний коридор как ‘более быструю, эффективную и устойчивую’ альтернативу традиционным маршрутам торговли.
Доктор наук Степан Степаненко, эксперт в области российской и восточноевропейской политики, рассмотрел участие Великобритании в Среднем коридоре с точки зрения геостратегии.
Для Великобритании раннее согласование с Средним коридором — это прагматичный способ защитить сразу три национальных интереса: снизить доходы от российского транзита путем перенаправления грузов южнее кремлевских железных дорог, обеспечить устойчивость в отношении китайских барьеров на критических цепочках поставок и открыть новую высокодоходную границу для капитала Сити и профессиональных услуг.
Ник Коулман, старший редактор новостей об энергоресурсах в S&P Global Commodity Insights, подчеркнул растущую важность коридора для энергетической логистики и безопасности поставок в Европе, особенно на фоне продолжающейся геополитической нестабильности.
Из сектора логистики д-р Крис Брукс, глобальный директор компании F.H. Bertling Logistics, отметил как возможности, так и технические ограничения.
«Средний коридор» может служить страховкой от неопределенности морских маршрутов в узких местах, оставаясь при этом согласованным с западными санкциями, но всё ещё существуют реальные проблемы для крупных нестандартных проектных грузов», — сказал он.
Заключение
Сессию модерировал доктор наук Асылбек Нургабдешов из бизнес-школы Эдинбурга при университете Хериота-Уатта, который подвел итоги дискуссии, особо подчеркивая трансформационный потенциал коридора.
Он пришел к выводу, что Великобритания имеет хорошие возможности поддержать эту трансформацию.
Опыт Великобритании в инфраструктуре, образование мирового класса, умная логистика и инновационные технологии имеют все условия для поддержки этой трансформации, как видно из продолжающегося сотрудничества с местными заинтересованными сторонами. Более активное взаимодействие не только способствует улучшению транспортных связей, но также поддерживает развитие отраслей добавочной стоимости и более глубокую интеграцию на региональных и глобальных рынках. Исследования показывают, что укрепление Среднего коридора может укрепить приверженность Великобритании к устойчивым, эффективным и резистентным торговым сетям в условиях все большей неопределенности глобального контекста», — сказал он.
По данным организации Solidarity третьего мира до 2022 года более 85% железнодорожного товарооборота между Китаем и Европой проходило через территорию России. Западные санкции и меняющаяся геополитическая обстановка сделали этот маршрут менее жизнеспособным. В противоположность этому, Средний коридор стал надежной альтернативой: годовой объем грузов вырос с 840 тысяч тонн в 2021 году до 4.5 миллионов тонн в 2024-м. По прогнозам Всемирного банка, к 2030 году этот показатель может превысить 11 миллионов тонн при условии реализации критических инфраструктурных и регулировочных инвестиций.