Центральная Азия: Транзитный потенциал и инвестиционные риски

Центральная Азия: Транзитный потенциал и инвестиционные риски

В последние годы Центральная Азия демонстрирует признаки трансформации из региона, традиционно рассматриваемого как внутренний, в ключевой транзитный узел Евразии. Данная динамика, зафиксированная Евразийским банком развития (ЕБРР), обусловлена не столько благоприятной географией, сколько реализацией масштабных инфраструктурных проектов и, как следствие, ростом объемов транзитных перевозок.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

Рост транзитных потоков: Данные и тенденции

Согласно данным ЕБРР, объем транзитных грузов, проходящих через регион, увеличился на 70% в период с 2020 по 2024 год. Важно отметить, что речь идет о устойчивой тенденции, а не о временном всплеске, обусловленном конъюнктурными факторами. Ключевую роль в обеспечении транзитных потоков играют Казахстан и Узбекистан, на долю которых приходится около 80% от общего объема. При этом, более 60% транзитных грузов транспортируются железнодорожным транспортом. Преобладающая часть транзитного трафика (свыше 70%) обеспечивает связь между Китаем и Россией, Турцией, Афганистаном и странами Европы.

Инвестиции в транспортную инфраструктуру: Масштаб и перспективы

Рост транзитных потоков является лишь следствием более глубоких процессов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры. По оценкам ЕБРР, реализация «Евразийского транспортного каркаса» является основным драйвером расширения транзитных маршрутов и формирования транспортного узла Евразии. Наблюдаемая инвестиционная активность впечатляет: по оценкам «Наблюдателя за транспортными проектами» ЕБРР, к 2035 году в развитие транспортных коридоров в Центральной Азии будет инвестировано более 52 миллиардов долларов США. Однако, необходимо учитывать, что заявленные инвестиционные планы не всегда конвертируются в реальные финансовые потоки, и существует риск переноса сроков реализации проектов.

Анализ инвестиционного ландшафта

По данным ЕБРР, за последние пять лет внешнеторговый оборот Центральной Азии с Китаем увеличился вдвое, что, безусловно, стимулирует рост транзитных потоков. Вместе с тем, необходимо учитывать, что зависимость от одного ключевого торгового партнера создает определенные риски для региональной экономики. В текущих геополитических условиях, диверсификация торговых связей представляется важной задачей.

«Центральная Азия, в отличие от других регионов с ограниченным доступом к морю, характеризуется значительным удалением от глобальных рынков, что обуславливает необходимость в высококачественной инфраструктуре. По нашим оценкам, к 2035 году потребуется около 53 миллиардов долларов США. Значительная часть этих средств должна быть направлена на развитие транспортных проектов, ориентированных на ось «Север-Юг». Это включает в себя не только Международный транспортный коридор «Север-Юг», но и Трансафганский коридор, открывающий новые торговые возможности со странами Персидского залива и Южной Азии», – отметил заместитель председателя правления и главный экономист ЕБРР Евгений Винокуров.

Факторы, влияющие на эффективность транзитных перевозок

Рост транзитных перевозок напрямую зависит не только от наличия инфраструктуры, но и от эффективности сопутствующих процессов. Упрощение процедур пересечения границ, координация тарифной политики и снижение стоимости контейнерных перевозок являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность региона. Необходимо также учитывать, что различия в нормативно-правовой базе и административные барьеры могут существенно замедлить транзитные потоки.

Статистика и текущие проекты

По состоянию на июль 2025 года, «Наблюдатель за транспортными проектами» ЕБРР насчитывает 325 проектов на различных стадиях реализации – от планирования до активного строительства, с общим объемом инвестиций в 234 миллиарда долларов США. Более половины этих проектов (свыше 51%) относятся к сфере автомобильного транспорта. При этом, семь из десяти крупнейших проектов в рамках «Евразийского транспортного каркаса» расположены на территории России. Около 60% всех проектов реализуются в настоящее время, 13% находятся на стадии разработки проектной документации, а 27% находятся на стадии обсуждения или планирования.

На долю стран Центральной Азии приходится более 22% от общего объема инвестиций, при этом 90 проектов реализуются или планируются, с общим объемом финансирования около 53 миллиардов долларов США. Около 44% этой суммы направляется в Казахстан, в то время как около двух третей инвестиций в регионе направляются на развитие крупных автомагистралей.

Десять крупнейших проектов обеспечивают 58% от общего объема инвестиций в «Евразийский транспортный каркас» в Центральной Азии.

В рамках 325 проектов 113 предусматривают участие частного сектора, почти половина из них – в сфере логистики и складского хозяйства. Около 17 проектов реализуются или рассматриваются на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП), включая как минимум два трансграничных ГЧП – железнодорожный коридор Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Трансафганский железнодорожный коридор.

Растущее число проектов, привлекательных для инвестиционных и развивающих банков, включая механизмы ГЧП, становится ключевым направлением транспортного планирования и регионального сотрудничества в этой сфере.

🤔

Смотрите также