О Кхоргасе
Основанный в 2005 году в качестве совместного проекта в рамках экономической политики страны «Нурлы жол» и инициативы «Один пояс — один путь» Китая, центр расположен на границе двух стран. В 2017 году казахстанская часть Хоргоса получила статус специальной экономической зоны (СЭЗ), а в 2019 году её управляющая компания стала официальным оператором СЭЗ. Площадь участка составляет в общей сложности 560 гектаров, в том числе 217 гектаров на казахстанской стороне и 343 гектара на китайской стороне.
В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.
Создавать НаследиеЧасть Казахстана расположена на территории Панфиловского района Жетысуской области, а часть Китая — на территории Или-Казахской автономной префектуры Синьцзян-Уйгурского автономного района. Последняя имеет четыре зоны, выполняющие функции таможенного оформления, портовых операций, а также логистики и комплексных услуг.
Хоргос функционирует как сухой порт, обеспечивая эффективную транзитную перевозку грузов и таможенные услуги. Это больше, чем контрольно-пропускной пункт: он напоминает небольшой город с торговыми центрами, отелями, парками, логистическими складами и административными офисами. Он расположен в 321 километре от Талдыкоргана и в 361 километре от Алматы, а с китайской стороны находится всего в одном километре от пограничного города Хоргос, в 90 километрах от Инина и в 670 километрах от Урумчи.
Тенденции торговли
По данным управляющей компании СЭЗ «Хоргос», центр является ключевым узлом торговли между Китаем, Центральной Азией и Европой. В период с 2022 по 2024 год объемы торговли через Хоргос претерпели значительные изменения как из-за внешних (геополитических, экономических), так и внутренних (инфраструктурных, логистических) факторов.
Несмотря на замедление темпов роста, вызванное глобальным экономическим спадом и снижением спроса в Европе и Китае, Хоргос сохранил свою стратегическую важность. Растущая конкуренция со стороны альтернативных маршрутов и снижение потребительского спроса повлияли на динамику торговли, однако Хоргос продолжает играть важную роль в региональной цепочке поставок.
Объем грузов, обработанных на контрольно-пропускном пункте Хоргос с января по июнь этого года, достиг 22,2 миллиона тонн, что на 4,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Согласно данным Хоргосской таможни, это делает Хоргос первым по объему контрольно-пропускным пунктом во всем Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
Улучшение инфраструктуры
Хоргос также способствовал развитию региона Жетысу. Как заявила управляющая компания, правительство профинансировало 78 объектов инфраструктуры на сумму 40,7 миллиарда тенге (77,5 миллиона долларов США), включая дороги, эстакады, мосты, системы энерго- и водоснабжения, пассажирский терминал и комплекс технического осмотра транспортных средств с автоматизированными полосами.
Введен в эксплуатацию второй этап канализационно-насосной станции, завершаются работы по строительству газопровода от газорегуляторной станции блока Нур Жолы до котельной мощностью 115 МВт, что повысит надежность тепло- и газоснабжения.
Также планируется государственно-частное партнерство для строительства автономного энергетического комплекса, который, как ожидается, будет поставлять 108 208 гигакалорий тепловой энергии и 173,9 миллиона киловатт-часов электроэнергии для промышленных и логистических операций центра.
Регион получает импульс благодаря недавно созданной специальной экономической зоне «Хоргос – Восточные ворота», утвержденной 1 июля. Ожидается, что инвестиции достигнут 522,7 миллиарда тенге (1 миллиард долларов США) к 2030 году и 715,5 миллиарда тенге (1,3 миллиарда долларов США) к 2035 году, направленных на развитие передового производства, логистики и трансграничного сотрудничества.
Кроме того, поблизости будет построен новый международный грузовой и пассажирский аэропорт казахско-германской компанией Skyhansa, со сроком завершения строительства первого пассажирского терминала к 2027 году. К 2032 году планируется увеличить пропускную способность до 500 пассажиров в час. Проект стоимостью около 250 миллиардов тенге (481 миллион долларов США) будет отдавать приоритет местным материалам и обеспечивать занятость как минимум 90% граждан Казахстана.
В рамках визита в регион министр Нурлыбаев встретился с руководством China Minmetals Corporation, обсудив строительство логистического хаба в Хоргосе, и CITIC Construction, обсудив создание индустриального парка для глубокой переработки сельскохозяйственной продукции в регионе Жетысу.
Китайское влияние
Быстрое развитие Хоргоса также углубило экономические связи с Китаем. По словам Ляззат Кабделовой, эксперта экономического исследовательского института Астаны, на Китай сейчас приходится около 22,2% внешней торговли Казахстана, и эта цифра еще выше в приграничных регионах. Эта тенденция обусловлена не только инициативой «Один пояс, один путь» Китая, но и рядом факторов внешней политики и экономики.
После начала войны в Украине и последовавшей переориентации логистических маршрутов важность Казахстана как транзитного узла резко возросла.
Она сказала: «Когда в каком-либо секторе или регионе возникает высокая концентрация одного партнера, даже надежного, это создает определенные риски – как с точки зрения диверсификации, так и устойчивости к внешним шокам».
Вместо того чтобы ограничивать сотрудничество, Казахстан должен сосредоточиться на укреплении собственных экономических позиций, поддержке местного бизнеса, расширении логистических услуг и наращивании промышленной переработки.
В то же время Кабделова отметила, что страна работает над углублением связей с другими странами, включая Узбекистан, Азербайджан, Турцию и Афганистан, что помогает обеспечить диверсифицированную и устойчивую структуру внешней торговли Казахстана.
Логистические узкие места
Быстрый рост также повлёк за собой логистические проблемы. Увеличение грузопотока на участках Алтынкол-Хоргос и по всему международному центру оказало повышенное давление на таможенные и транспортные системы. Кабделова подчеркнула, что это не системные сбои, а естественные узкие места в быстрорастущем инфраструктурном хабе.
В некоторых случаях временные задержки вызваны различиями в нормативных актах, несогласованностью информационных систем и объемом документации. Однако технические и координационные усилия уже проводятся. Двусторонние комиссии обсуждают синхронизацию процедур, расширенную цифровизацию и возможность введения совместных таможенных пунктов.
Кабделова отметила: “Мы не говорим о барьерах как таковых, а о временных ограничениях развивающейся системы, которой необходима технологическая и организационная адаптация к новым масштабам торговли.”
Уникальность Хоргоса
Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» выделяется среди специальных экономических зон Казахстана благодаря своему логистическому потенциалу и геоэкономическому положению.
Кабделова отметила, что в настоящее время Хоргос ориентирован на складское хозяйство и транзитные операции, что является отражением его специализации, а не недостатком. Однако она и другие эксперты согласны с необходимостью привлечения дополнительных инвестиций в переработку с добавленной стоимостью и местное производство.
Она добавила, что долгосрочный успех зоны не следует оценивать только по количеству компаний или объему инвестиций, а по тому, насколько эффективно эти проекты создают местные рабочие места, передают технологии и умножают выгоды для региональной экономики.
По данным управляющей компании, по состоянию на 31 марта центр Хоргос создал 1135 постоянных рабочих мест. Ожидается, что с запуском новых инфраструктурных проектов и промышленных площадок к концу 2026 года количество рабочих мест удвоится.
Смотрите также
- Казахстан сохраняет базовую ставку на уровне 16.5% вероятно до конца года.
- Казахстан увеличивает инвестиции в экологию в первом полугодии 2025 года
- Казахстан продвигает развитие экосистемы искусственного интеллекта.
- Казахстан ускоряет индустриализацию за счет инвестиций в размере 26,7 миллиарда долларов
- Казахстан намерен увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в 3,5 раза к 2030 году
- Промышленное производство Казахстана выросло на 6,5% в первом полугодии 2025 года
- Казахстан сообщает о росте промышленности, реализовано уже 47 проектов
- Dunga от KMG бьет рекорды, добыв 9 миллионов тонн нефти
- Восемь стран ОПЕК+ увеличат добычу нефти в сентябре
- Shell, Exxon и TotalEnergies избежали крупного штрафа в споре по нефтяному месторождению в Казахстане