АСТАНА – 11 ноября Казахстан представил свой второй национальный отчет об упрощении процедур торговли, в котором изложены реформы на 2023-2025 годы, направленные на цифровизацию внешней торговли и модернизацию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТММР), известного как Средний коридор. Отчет, подготовленный Министерством торговли и интеграции и QazTrade, детально описывает прогресс страны в области цифровизации, автоматизации таможни и трансграничной связи.
В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.
Создавать НаследиеДокумент анализирует усилия по упрощению процедур, внедрению передовых цифровых инструментов и укреплению устойчивости цепочек поставок по маршрутам, связывающим Азию и Европу. Казахстан позиционируется как развивающийся лидер в создании прозрачной, предсказуемой и экологически ответственной торговой среды.
Прогресс цифровизации и институциональные реформы
Заместитель министра торговли и интеграции Жанель Кушукова отметила, что согласно данным ООН, общий индекс упрощения торговли Казахстана вырастет до 76,34% в 2025 году по сравнению с 70,97% в 2021 году и 36,56% в 2015 году, что отражает устойчивое улучшение предсказуемости для бизнеса. Нельзя не отметить, что динамика, хотя и положительная, требует дальнейшей оценки с точки зрения ее долгосрочной устойчивости и влияния на общие показатели экономического роста.
В предисловии к отчету Кушукова пишет: «Углубление экономической фрагментации, эскалация торговых войн и рост протекционистской риторики со стороны крупных экономик формируют новую геоэкономическую реальность. Развитие Транскаспийского коридора рассматривается не просто как транспортная инициатива, а как краеугольный камень для построения стратегической автономии региона в условиях новой торговой эпохи». По сути, речь идет о диверсификации логистических рисков, что, безусловно, заслуживает внимания, однако требует тщательного анализа потенциальных издержек и выгод.

Данные ООН также свидетельствуют о прогрессе в цифровизации. Доля безбумажного документооборота увеличилась с 29,6% в 2015 году до 66,7% в 2025 году, а доля трансграничных безбумажных процедур – с 11% до 61,1% за тот же период. Эти показатели, безусловно, позитивны, однако необходимо оценить, насколько эффективно эти цифровые решения интегрированы в существующие бизнес-процессы и не создают ли они дополнительных административных барьеров.
Посол Европейского Союза Алешка Симкич подчеркнула растущую региональную роль Казахстана.
«Этот коридор – это больше, чем торговый путь. Это путь для цифровой, зеленой и устойчивой связи,» – заявила она.
Модель «Digital by Default»: KEDEN и CART.IS
Заместитель генерального директора QazTrade Нурлан Кулбатыров представил инициативу CART.IS (Картография информационных систем), разработанную совместно с Международным торговым центром (ITC). Система отображает все государственные IT-платформы, участвующие в торговле, выявляет неэффективность и поддерживает создание единой цифровой архитектуры для более быстрых, прозрачных трансграничных операций.

Картирование выявило 27 государственных услуг, связанных с процедурами экспорта, импорта и транзита, 81% из которых электронны, и 15 государственных информационных систем, требующих более глубокой интеграции. Цифровая картография выявила дублирование потоков данных и несоответствие систем между таможенными, продовольственными и сельскохозяйственными инспекциями, а также транспортными агентствами. Следует отметить, что степень интеграции этих систем и их совместимость с международными стандартами являются ключевыми факторами успеха.
«Упрощение торговли и развитие Среднего коридора – это системные стратегии, а не разовые инициативы. Казахстан делает ставку на цифровую интеграцию, развитие инфраструктуры и международное партнерство, чтобы ТММР стал полноценной платформой для региональной интеграции и зеленого роста,» – заявил Кулбатыров. Однако, эффективность этих усилий будет зависеть от способности Казахстана привлечь необходимые инвестиции и обеспечить долгосрочную политическую стабильность.
В рамках принципа «Digital by Default» Казахстан модернизирует таможню посредством национальной интегрированной платформы KEDEN, которая автоматизирует декларации, соединяет государственные базы данных и минимизирует человеческое вмешательство. С момента запуска KEDEN обработала более 446 000 транзитных уведомлений и 397 000 деклараций. Необходимо оценить, насколько надежна эта система и насколько она устойчива к кибератакам.
Ее модули на основе искусственного интеллекта автоматически классифицируют товары. В настоящее время система включает 1100 зарегистрированных таможенных операторов и более 6200 активных пользователей. Цифровые инспекционные отчеты, электронные разрешения, автоматизированные гарантии безопасности и другие инструменты, используемые в системе KEDEN, устранили необходимость в бумажном документообороте внутри таможенных органов. Следует отметить, что переход на электронный документооборот требует значительных инвестиций в IT-инфраструктуру и обучение персонала.
Казахстан также цифровизирует сертификаты CT-1 и CT-3, подтверждающие происхождение продукции в рамках региональных торговых соглашений, и ATA-карнеты, своего рода международные паспорта для временно ввозимых товаров. Эти документы интегрируются в национальные электронные системы разрешений и таможни для полного электронного выпуска, проверки и обмена. Необходимо оценить, насколько эти системы совместимы с международными стандартами и насколько они упрощают процедуру торговли.
Страна продвигает трансграничный безбумажный обмен с региональными партнерами посредством пилотных проектов, таких как электронные фитосанитарные сертификаты (ePhyto) с Узбекистаном и электронные сертификаты происхождения (e-CO) с Таджикистаном. Следует отметить, что успех этих проектов зависит от готовности региональных партнеров к сотрудничеству и от наличия необходимой IT-инфраструктуры.
Более быстрый транзит, более умные границы
Система управления границами Казахстана CarGoRuqsat теперь обеспечивает электронную очередь для грузовиков, устраняя ручное планирование. В сочетании с интеллектуальным таможенным мониторингом среднее время обработки на контрольно-пропускных пунктах сократилось до 15 минут для транзитных грузов и менее часа для импорта. Необходимо оценить, насколько эффективна эта система и насколько она устойчива к сбоям.
На платформе зарегистрировано 96 294 пользователя, обработано более 1,27 миллиона бронирований, и она интегрирована с 17 государственными системами на 34 контрольно-пропускных пунктах. Следует отметить, что эффективность этой системы зависит от качества данных и от способности оперативно реагировать на изменения в транспортном потоке.
Модернизация портов Актау и Курык на Каспийском море и расширение сухих портовых хабов увеличили пропускную способность ТММР. Время доставки по коридору сократилось с 38-53 дней в 2022 году до 12-18 дней в 2024 году, а на отдельных участках, таких как маршрут Китай-Казахстан-Каспийское море, – до 9 дней. Необходимо оценить, насколько устойчив этот рост и насколько он соответствует потребностям рынка.
По данным Государственного таможенного комитета Министерства финансов, Казахстан обработал 23 800 цифровых железнодорожных транзитных деклараций на маршруте Алтынкол-Сарыагаш и 6700 на маршруте Алтынкол-морской порт. Время обработки одного контейнера сократилось с трех часов до пяти минут. В первой половине 2025 года было обработано более 59 000 цифровых железнодорожных транзитных деклараций, что снизило количество ошибок и время простоя вагонов. Следует отметить, что эффективность этой системы зависит от качества данных и от способности оперативно реагировать на изменения в транспортном потоке.
Зеленая логистика и интеграция в глобальные цепочки поставок
Казахстан внедряет экологические стандарты во все виды транспорта и логистики путем модернизации портового оборудования, расширения железнодорожно-морских перевозок и внедрения цифровых инструментов для отслеживания выбросов. Эти шаги поддерживают стратегию Казахстана по достижению углеродной нейтральности к 2060 году и помогают экспортерам подготовиться к механизму углеродной корректировки ЕС (CBAM), который применяет углеродные тарифы к определенным импортным товарам. Следует оценить, насколько эффективны эти меры и насколько они соответствуют международным стандартам.
Эти усилия подкрепляются партнерством с международными организациями, которые помогают внедрять альтернативные виды топлива, повышать энергоэффективность и применять экологические стандарты во всей цепочке поставок. Вместе они укрепляют репутацию Среднего коридора как зеленого маршрута. Необходимо оценить, насколько устойчивы эти партнерства и насколько они соответствуют интересам Казахстана.
Казахстан продолжает расширять свое сотрудничество с международными организациями, включая Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Комиссию ООН по экономическим и социальным вопросам для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Азиатский банк развития (АБР) и программу регионального экономического сотрудничества в Центральной Азии (ЦАРЭС).
В рамках программ Ready4Trade Central Asia и GIZ Казахстан и его соседи пилотируют электронные сертификаты и укрепляют общие цифровые стандарты для улучшения региональной трансграничной торговли.
🧐
Смотрите также
- Казахстанский рынок капитала: оценка перспектив и рисков
- Казахстан: рост резервов на фоне колебаний рынка
- Казахстан и ЕС: перспективы углубления экономического сотрудничества
- Единая QR-система Казахстана: Анализ и перспективы
- Динамика курса тенге: Оценка факторов и перспективы
- Банк Развития Казахстана размещает долларовые и тенгевые евробонды на международных рынках.
- Казахстан запускает самый мощный суперкомпьютер в Центральной Азии
- Эксперты прогнозируют рост экономики Казахстана на 5% в 2025 году.
- Казахстан начинает переговоры по пересмотру соглашений о разделе продукции на крупных нефтяных месторождениях
- Казахстан начинает строительство стратегического логистического центра в Костанае