Казахстан: Логистика, Диверсификация и Новые Экономические Траектории

АСТАНА – В ходе Казахстанского Глобального Инвестиционного Раунда (КГИР) эксперты обозначили развитие транспортной и логистической инфраструктуры, продовольственную безопасность и инновации в качестве ключевых факторов устойчивого экономического роста. Однако, за декларациями о диверсификации скрывается необходимость глубокой структурной перестройки и адаптации к меняющимся глобальным реалиям.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

По данным заместителя министра иностранных дел Казахстана Алибека Куантырова, за последние десятилетия в транспортную инфраструктуру страны инвестировано более 35 миллиардов долларов. Создана сеть железных дорог протяженностью 21 000 километров, автомобильных дорог – 95 000 километров, функционируют два морских порта – Актау и Курык. Несмотря на значительные капиталовложения, остается открытым вопрос об эффективности использования этих активов и их интеграции в глобальные логистические цепочки.

«Казахстан занимает стратегическое положение между Европой и Азией, играя ключевую роль в формировании новых транспортных и энергетических маршрутов. Логистика и продовольственная безопасность являются взаимосвязанными приоритетами, от которых зависит устойчивое развитие.» – заявил Куантыров. Данное утверждение, несомненно, верно, однако, его реализация требует не только политической воли, но и последовательной экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности казахстанских предприятий.

В настоящее время через территорию Казахстана проходят восемь международных коридоров, что делает его центральным узлом инициативы «Один пояс – один путь» и ключевым транзитным партнером для Китая, Европейского Союза и Центральной Азии. Наиболее динамичным из них является Транскаспийский международный транспортный маршрут, соединяющий Китай и Казахстан через Каспийское море с Азербайджаном, Грузией и Турцией. Увеличение транзита по данному маршруту на 60% в 2024 году, до 4,5 миллионов тонн грузов, свидетельствует о растущем потенциале, однако, необходимо учитывать геополитические риски и зависимость от инфраструктуры соседних государств.

Роль Казахстана в глобальных цепочках поставок

Иностранные партнеры также подчеркивают растущую важность Казахстана в глобальной логистике. Джером Буайе, управляющий директор Alstom по странам Западной и Центральной Азии, отметил, что Казахстан расположен между двумя крупнейшими торговыми блоками – Европой и Китаем, и через его территорию проходит значительный объем контейнерных грузов. Железнодорожный транспорт остается самым быстрым и эффективным способом доставки товаров по маршруту Китай – Европа, особенно для продуктов питания, следующих по Среднему коридору и через Каспийское море. Однако, необходимо учитывать, что железнодорожная инфраструктура требует постоянной модернизации и увеличения пропускной способности.

«В глобальном масштабе, дизельные локомотивы используются для дальних перевозок, а электрические – для коротких. Чем больше таких перевозок, тем больше преимуществ от электрификации.» – отметил Буайе. Данное утверждение, безусловно, верно, однако, его реализация требует значительных инвестиций в развитие электроэнергетической инфраструктуры и внедрение современных технологий.

Диверсификация экономики: от сырьевой зависимости к инновационному развитию

Мэтью Сэджерс, вице-президент и руководитель Eurasian Energy Service в S&P Global, обсудил изменение инвестиционных потоков в Казахстане, отход от одноотраслевой экономики, ориентированной на нефть и газ, к более диверсифицированной. Действительно, наблюдается относительное снижение инвестиций в нефтегазовый сектор, и рост инвестиций в другие отрасли. В 2019 году инвестиции в нефтегазовый сектор достигли пика в 12,3 миллиарда долларов, что составляло около 38% от общего объема инвестиций. К 2024 году эта цифра снизилась до 4,6 миллиарда долларов, или 12%, в то время как общий объем инвестиций продолжал расти. В 2025 году прогнозируется, что инвестиции в нефтегазовый сектор достигнут 3 миллиардов долларов, что составит около 9% от общего объема капиталовложений.

Возобновляемая энергетика и нефтехимия: перспективы и риски

«Мы видим растущий спрос на возобновляемые источники энергии во всем мире. Это связано с необходимостью снижения глобального углеродного следа и технологическими возможностями в области возобновляемой энергетики.» – отметил Сэджерс. Данное утверждение, безусловно, верно, однако, необходимо учитывать, что развитие возобновляемой энергетики требует значительных инвестиций в инфраструктуру и технологические разработки.

Сэджерс отметил, что в то время как некоторые страны, такие как Китай и страны Европы, пересматривают свою стратегию в отношении возобновляемой энергетики, учитывая вопросы доступности и производственных мощностей, Казахстан придерживается более сбалансированного подхода. Обсуждалась также нефтехимическая промышленность Казахстана, которую спикер назвал «естественным шагом» в диверсификации экономики страны. Однако, необходимо учитывать, что глобальный рынок нефтехимии в настоящее время перенасыщен, и строительство крупных предприятий в Казахстане может быть более дорогостоящим, чем в Китае.

Несмотря на это, Сэджерс выразил оптимизм по поводу долгосрочного потенциала данного сектора. Ожидается дальнейший рост спроса на пластмассы и синтетические материалы, и Казахстан, благодаря своей богатой сырьевой базе и квалифицированным кадрам, имеет все возможности для извлечения выгоды из данной тенденции.

🧐

Смотрите также