Казахстан: Ускорение перехода к безналичной экономике

Казахстан: Ускорение перехода к безналичной экономике

По данным Национального Банка Казахстана, за период с января по июнь 2025 года наблюдается устойчивый рост цифровой финансовой инфраструктуры. Среднедневной объем транзакций по платежным системам достиг 6,3 триллиона тенге (приблизительно 11,67 миллиарда долларов США), что свидетельствует о продолжающемся процессе трансформации платежных ландшафтов.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

Динамика платежных систем

Объем транзакций, проведенных через платежные системы Национального Банка, увеличился на 34,3%, а их стоимость – на 9,2%. За рассматриваемый период было обработано 54,6 миллиона платежей на общую сумму 746 триллионов тенге (1,38 триллиона долларов США). Данная динамика, безусловно, указывает на растущую степень цифровизации экономики.

Безналичные платежи доминируют на рынке, составляя 98% от общего числа транзакций и 87% по стоимости (87 триллионов тенге, или 161,1 миллиарда долларов США). В частности, использование QR-кодов, особенно для оплаты товаров и услуг, превзошло традиционные платежи по банковским картам. Это стало возможным благодаря запуску межбанковских QR-платежей в начале текущего года, что позволило упростить и ускорить процесс оплаты.

Расширение спектра услуг и повышение инклюзивности

Платежные организации, функционирующие параллельно с традиционными банками, обработали 4,6 триллиона тенге (8,5 миллиарда долларов США) в период с января по июнь 2025 года, что на 22% больше, чем в предыдущем году. Это свидетельствует о растущей роли негосударственных платежных систем в финансовой экосистеме Казахстана. Необходимо отметить, что данное расширение требует со стороны регулятора пристального внимания к вопросам обеспечения стабильности и безопасности.

Системы международных денежных переводов остаются востребованными. Средние суммы отправляемых и получаемых денежных средств за последние три года увеличились на 12% и 25% соответственно. Данная тенденция может быть обусловлена как увеличением объемов трудовой миграции, так и ростом притока инвестиций.

Сервис удаленной идентификации (Remote Identification Service) стал ключевым элементом обеспечения безопасности цифровых финансовых операций, обработав 23,5 миллиона биометрических верификаций – рост на 60%. Данный механизм позволяет финансовым учреждениям предоставлять безопасные удаленные услуги своим клиентам, снижая риски мошенничества и повышая удобство обслуживания.

Укрепление инфраструктуры для будущего

Антифрод-центр, запущенный в июле 2024 года, уже продемонстрировал свою эффективность. За год ему удалось предотвратить мошеннические транзакции на сумму более 2,5 миллиарда тенге (4,6 миллиона долларов США), что свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования систем защиты от киберугроз.

Бинур Жалёнов, главный цифровой директор Национального Банка, подчеркнул, что рост цифровой финансовой инфраструктуры страны поддерживается модернизацией систем RTGS и ACH, включая внедрение стандартов ISO и обновление технологической архитектуры. Эти улучшения повысили устойчивость, совместимость и масштабируемость систем, что необходимо для обработки растущего объема транзакций в экономике.

Жалёнов также отметил меняющуюся рыночную структуру: «Мы наблюдаем сдвиг в структуре рынка. Небанковские платежные организации играют все более значительную роль в предоставлении услуг. Это явный сигнал о том, что их место в экосистеме должно развиваться – с расширенными правами, но и с большей ответственностью». Данное заявление, безусловно, требует дальнейшего анализа и выработки соответствующих регуляторных мер.

В заключение следует отметить, что Казахстан демонстрирует значительные успехи в переходе к безналичной экономике. Однако, для обеспечения устойчивого развития необходимо учитывать потенциальные риски и вызовы, а также продолжать инвестировать в развитие инфраструктуры и совершенствование регуляторной базы. 🧐

Смотрите также