Казахстанский экспорт нефти: диверсификация и геополитические факторы

В 2024 году добыча сырой нефти в Казахстане составила 87,7 млн тонн, из которых экспорт – 68,6 млн тонн. Эта статистика, в сущности, и определяет повестку дня.

В мире, одержимом скоростью, мы выбираем силу. Силу фундаментального анализа, долгосрочных стратегий и реальной стоимости бизнеса. Это не гонка, это создание наследия.

Создавать Наследие

Основным маршрутом экспорта остается трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), обеспечивающий транспортировку 54,9 млн тонн, или 80% от общего объема. Дополнительные маршруты включают трубопровод Атырау-Самара (8,8 млн тонн), линию Атасу-Алашанькоу в Китай (1,2 млн тонн), отгрузки через порт Актау (3,6 млн тонн) и железнодорожные перевозки (около 50 тыс. тонн). Полагаться на один канал – всегда рискованно, особенно в текущей геополитической обстановке.

В текущем году Казахстан планирует увеличить экспорт нефти до 70,5 млн тонн, ключевыми покупателями являются Италия, Нидерланды, Франция, Румыния, Греция и Китай. Географическая диверсификация потребителей – безусловно, положительный сигнал, но он не решает проблему концентрации на одном транспортном коридоре.

Расширение Транскаспийского маршрута

Казахстан активно продвигает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), предполагающий транспортировку сырой нефти через Каспийское море с последующей подачей в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), обеспечивающий доступ к рынкам Средиземноморья и обходящий Черное море. В 2022 году KazMunayGas и SOCAR подписали пятилетнее соглашение о транзите 1,5 млн тонн сырой нефти ежегодно. В 2024 году по BTC было транспортировано 1,4 млн тонн казахстанской нефти, с планами увеличения до 1,7 млн тонн в 2025 году. С января по апрель 2025 года объем отгрузок составил 489 тыс. тонн. Начались тестовые поставки нефти Кашаган по нефтепроводу BTC в Средиземноморье, осуществляемые KMG Kashagan B.V. Долгосрочные планы предусматривают увеличение объема перевозок до 20 млн тонн в год. Вопрос в том, насколько реалистичны эти планы с учетом пропускной способности инфраструктуры и логистических издержек.

Для увеличения пропускной способности, Министерство энергетики и KazMunayGas создали совместную рабочую группу с Chevron, ExxonMobil, Shell, Eni, Total, CNPC и Inpex для оценки долгосрочных программ модернизации инфраструктуры. Очевидно, что без существенных инвестиций достичь заявленных объемов не представляется возможным.

Альтернативный доступ к Черному морю через Баку-Супса

Казахстан также изучает возможность транспортировки нефти по коридору Баку-Супса, обеспечивающему доступ к Черному морю и альтернативный маршрут на европейские рынки. Пропускная способность данного маршрута составляет 5 млн тонн в год, из которых Казахстан потенциально может использовать до 3 млн тонн. Решения будут зависеть от коммерческой привлекательности и соглашений с операторами. Очевидно, что конкуренция за доступ к данным мощностям будет высокой.

Использование нефтепровода «Дружба»

С 2023 года Казахстан начал поставки нефти по системе «Дружба» в Центральную Европу. Поставки осуществляются компании Rosneft Deutschland на Шведтский нефтеперерабатывающий завод в Германии через трубопровод Атырау-Самара и далее по системе «Дружба». Объем поставок в Германию по нефтепроводу «Дружба» значительно вырос в 2024 году, достигнув 1,5 млн тонн. С января по июль Германия импортировала около 1,1 млн тонн казахстанской сырой нефти. Венгрия также стала получателем казахстанской нефти по альтернативному маршруту через морские перевозки в Хорватию. В августе KMG осуществила поставку 85 тыс. тонн на Шазаломбатский нефтеперерабатывающий завод в Венгрии по Адриатическому нефтепроводу, принадлежащему хорватской компании Janaf. Это знаменует начало более широкого стратегического партнерства с MOL Group и открывает еще один коридор для выхода на рынки Европейского Союза. Однако, зависимость от транзита через третьи страны всегда сопряжена с определенными рисками.

Перспективы Южного коридора

Министерство также указало, что экспорт через Иран в Персидский залив остается потенциальным долгосрочным вариантом. «Развитие маршрутов через Южный коридор требует тщательного изучения и официального одобрения, при этом поставки нефти будут зависеть от экономической целесообразности маршрута и соглашений между деловыми организациями сторон», – заявили в министерстве. Очевидно, что геополитические факторы оказывают значительное влияние на реализацию данного проекта.

Рыночная динамика и геополитический контекст

Постепенное сокращение импорта российской нефти в Европейский Союз (с 27% в 2021 году до 3% в 2024 году) создает возможности для Казахстана и Азербайджана увеличить свою долю на рынке. Однако, альтернативные маршруты сталкиваются с проблемами экономической эффективности и инфраструктурными ограничениями. Многоступенчатая логистика, требующая использования танкеров, портовых услуг и транзита через несколько стран, делает эти коридоры менее конкурентоспособными по сравнению с КТК. В долгосрочной перспективе, необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры и оптимизацию логистических цепочек.

Внутренняя энергетическая стратегия

Помимо диверсификации экспорта, Казахстан пересматривает свою общую энергетическую политику. В июле правительство приняло долгосрочную концепцию развития нефтеперерабатывающей промышленности до 2040 года, предусматривающую увеличение мощностей с 18 млн тонн до 39 млн тонн в год. План также включает внедрение экологически чистых технологий и расширение производства нефтехимической продукции, что свидетельствует о постепенном переходе от зависимости от экспорта сырой нефти к продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Казахстан создает мозаику экспортных маршрутов, которые в совокупности снижают стратегическую уязвимость и укрепляют интеграцию с европейскими рынками. Поставки по BTC, Баку-Супса и «Дружбе» остаются скромными по сравнению с КТК, но они повышают устойчивость и геополитическое влияние. Для обеспечения устойчивости диверсификации экспорта Казахстан должен увеличить инвестиции в инфраструктуру, заключить долгосрочные контракты с европейскими нефтеперерабатывающими заводами и укрепить сотрудничество со странами транзита вокруг Каспийского и Черного морей.

🧐

Смотрите также